X

Транспортная безопасность в отрасли

/ Транспортная безопасность в отрасли

Транспортная безопасность в отрасли

Пятница, 27 ноября 2020 10:30
Оцените материал
(0)

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 года «О транспортной безопасности» (далее- Закон «О транспортной безопасности») АО «Ростовский порт» является субъектом транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 года  № 678, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры для защиты от актов незаконного вмешательства обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
К исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства необходимо допускать только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных  в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности».
Так, на каждом объекте транспортной инфраструктуры должны находится работники подразделения транспортной безопасности, отдельно подготовленные и аттестованные согласно Приказа Минтранса Российской Федерации № 231 от 21.08.2014 года:
1) работники, включенные в состав группы быстрого реагирования;
2) работники, осуществляющие досмотр, повторный досмотр;
3) работники, осуществляющие наблюдение и (или) собеседование;
4) работники, управляющие техническими средствами обеспечения транспортной безопасности;
5) иные работники субъектов транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, выполняющие работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры.
С учетом того, что в АО «Ростовский порт» существует 4 грузовых района, территориально находящиеся в разных местах, то на каждом из районов с учетом требований, предъявляемых Постановлением Правительства Российской Федерации № 678 от 16.07.2016 года, необходимо иметь как минимум 3 поста охраны и пост группы быстрого реагирования в составе не менее 2-х человек. С учетом их круглосуточного режима работы необходимо наличие  60-65 человек.
Таким образом, для АО «Ростовский порт» с численностью работников около 450 человек требуется охрана в количестве 65 человек!
С учетом стоимости одного поста охраны  250 000 рублей в месяц общие затраты, связанные с необходимостью обеспечить занятостью 65 человек охраны составляют около 60 000 000 (шестьдесят миллионов) рублей в год! Полагаем, что указанную сумму можно было бы направить на более полезное для предприятия направление, например, на обновление и модернизацию портовой техники.
Вместе с тем, отсутствие договора с аккредитованной компанией, имеющей аттестованных сотрудников,  не позволит утвердить план транспортной безопасности в Федеральном агентстве морского и речного транспорта.
При этом на поверхности лежат очевидные вещи: 1) Существующая в портах система пограничного контроля надежно  обеспечивает защиту объектов транспортной инфраструктуры. Система охраны транспортной безопасности при наличии пограничного контроля является дублирующей и бессмысленной.
2) Подразделения транспортной безопасности не имеют юридических основания для проведения досмотров и задержаний
3) Задачи группы быстрого реагирования, во многих случаях более эффективно решают сотрудники органов МВД. Почему нельзя привлечь на договорной основе соответствующих специалистов?
В связи с этим складывается впечатление, что государство в лице своих министерств и ведомств, издающих подзаконные акты, раскрывающие и уточняющие положения Федеральных законов по безопасности,   абстрагировалось от выполнения своих прямых обязанностей в данном вопросе, возложив на хозяйствующих субъектов функцию защиты от проявлений терроризма.
   При этом многочисленные силовые ведомства, инспекции, надзорные органы, наперебой включают в свои планы проверок соблюдение хозяйствующими субъектами положений норм "транспортной безопасности".
И немудрено, ведь нарушение требований в области транспортной безопасности влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа на юридических лиц до 200 000 рублей, а при повторном нарушении вплоть до приостановления деятельности предприятия.
Между тем, безопасность граждан и юридических лиц, в том числе и транспортная безопасность, обеспечивается и гарантируется государством, равно как и защита от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов. Это является одной из главных задач государства.
Именно для этих целей в государстве созданы и функционируют целый ряд соответствующих ведомств и министерств (Вооруженные силы РФ, МВД, ФСБ).   Военнослужащие, сотрудники  спецслужб, внутренние войска, нацгвардия - существуют за счет государства (а значит, за счет уплачиваемых теми же хозяйствующими субъектами налогов),  и выполняют свои обязанности во имя государства и граждан в нем проживающих.
   И именно во исполнение нормативного регулирования одного из направлений деятельности вышеуказанных органов и принят Федеральный закон № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», которым определено, что обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
При этом все прекрасно понимают, что террористы — это не просто уличная шпана, а хорошо организованные преступные группировки со своей чётко выстроенной иерархией, способных, преодолеть систему защиты, в том числе и ту, которая существует у субъектов транспортной безопасности.  
   Между тем, подзаконными актами, изданными во исполнения вышеуказанного закона,  требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского  и  речного транспорта  возложены на субъектов транспортной инфраструктуры – владельцев объектов транспортной инфраструктуры.
Основной же обязанностью операторов морских терминалов является  обеспечение непрерывности технологического процесса оказания соответствующих услуг в морском порту, в том числе организация и установление порядка технического обслуживания и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, но никак не  обязанность по отражению террористических атак.
   Стивидорные компании должны заниматься погрузочно-разгрузочными операциями, обработкой грузов для извлечения прибыли- в этом их главная задача и цель, ради которой подобные компании и создаются и функционируют, обеспечивая внутреннюю и внешнюю торговлю государства.
Безусловно, что субъекты транспортной инфраструктуры обязаны участвовать в обеспечении транспортной безопасности. Но только в части предоставления  возможности надлежащего размещения сотрудников охраны; предоставления оборудованных помещений на своей территории, доступа к средствам связи и коммуникациям и коммунальному обеспечению.
Непосредственное материальное содержание достаточного количества сотрудников охраны, выплата им заработной платы, пособий, должно быть возложено на государство,  но никак не на самих субъектов транспортной инфраструктуры.
Последние и так обременены огромным количеством как прямых, так и косвенных налогов.  
   Все это по своей сути является косвенными налогами, равно, как и навязывание услуг по заключению договоров с различными вневедомственными подразделениями по обеспечению транспортной безопасности, требующих за свои услуги несоизмеримую цену.
Возможно, что применительно к действительно потенциально опасным с точки зрения транспортной безопасности объектам, таким как аэропорты, пассажирские вокзалы, атомные станции, дамбы и  т.п. – действительно необходимо наличие значительного количества сотрудников охраны либо дополнительных мер защиты.
Но применительно к таким хозяйствующим субъектам, как операторы  портовых терминалов, (причем не пассажирских, а грузовых), вне зависимости от их юридического статуса) - требования подзаконных актов федерального законодательства в части обеспечения в том числе и  транспортной безопасности в указанных масштабах,   да еще и  за  счет самих же субъектов транспортной инфраструктуры являются чрезмерно завышенными.   
Увеличение затрат субъектов транспортной инфраструктуры на обеспечение транспортной безопасности неизменно повлечет за собой  повышение стоимости производимых ими товаров и оказываемых услуг, что сыграет негативную роль  как для самих хозяйствующих субъектов (низкая конкурентоспособность), в том числе и в сфере экспортных услуг,  так  и  отрицательно отразится для всей страны в целом.
   Данное положение вещей крайне негативно сказывается на возможности дальнейшего развития  портов, а значит и на развитии регионов, в которых данные порты расположены.
Считаем, что для недопущения катастрофических последствий от действия вышеуказанных подзаконных актов необходимы изменения действующего законодательства, в виде изменения нормы об обязанности субъектов транспортной инфраструктуры за свой счет  обеспечивать транспортную безопасность объектов транспортной инфраструктуры.
Обозначенная в данной статье проблема -  всего лишь одна из многих других, осложняющих деятельность хозяйствующих субъектов водного транспортного комплекса.
В дальнейших статьях мы продолжим освещать данные проблемы  и предлагать пути их решения.
Всегда будем рады услышать мнение коллег и специалистов по данному вопросу.


Директор юридического департамента
АО «Ростовский порт»                                                      А. Зеликман

Прочитано 1987 раз
Опубликовано в: Юридическая служба